Материалы » Женщины и мужчины - различия между полами » Гендерный поворот в культурологическом знании

Гендерный поворот в культурологическом знании
Страница 3

Что делает мужчин мужчинами, а женщин женщинами? Варианты ответов таковы:

1) биология (физиология): родился мальчик, значит, ему от природы предусмотрена одна судьба, для девочки же совершенно другая. Пол ("sex") определяет судьбу человека;

2) социум: общество и культура предлагают различные варианты мужского и женского поведения, в зависимости от цивилизации и от эпохи. Сознание и поведение мужчины и женщины определяет гендер ("gender").

Отвечая на вопрос о том, биология или социум детерминируют различия в поведении мужчины и женщины, надо вспомнить и другой вопрос - что же делает человека человеком? Можем ли мы сказать, что человек - это биологическое существо? Философы утверждают, что человек - это существо не биологическое, точнее не только биологическое. Человека человеком делает его социальное поведение, человек - это общественное существо. Все те качества человека, которые кажутся нам врожденными, на самом деле являются социальными: мы ходим на двух ногах, мы говорим, мы мыслим - все это не биологические свойства. Все главные качества, характеристики человека являются социальными, приобретаются в процессе социализации. Мы можем говорить о человеке как о социальном существе. Поведение человека определяется не генетически наследуемой программой (не биологией), а культурной и социальной программой, приобретаемой через научение. Естественно предположить, что, пытаясь понять специфику мужского и женского поведения, мы не должны сводить его только к биологическим различиям, следует говорить в первую очередь о социальных и культурных различиях. Вот почему вводится новый термин - "гендер". В английском языке "sex" - это биологический пол (биологические различия). А новое понятие "гендер (gender)" обозначает - , т.е. то в поведении человека, что определяется не биологией, а обществом и культурой. Таким образом, гендер-это социальный или культурный пол. Если сексуальные различия природны, то гендерные - искусственны. Социальные роли мужчины и женщины являются культурными конструктами. Но если пол - это не биология, а социальный и культурный конструкт, особая программа действий, передаваемая через научение, то такая программа может быть изменена. Если мы определяем различия между мужчиной и женщиной как в первую очередь культурные и социальные, то дело не в биологии, не в физической силе или в мыслительных способностях мозга, дело в тех социальных ролях, которые общество предписывает мужчине и женщине. И, следовательно, можно попытаться посмотреть, а какие же социальные роли, какие же варианты мужской и женской культуры предписываются в разных обществах.

Гендерная проблема - это проблема соотношения природного и культурного, биологического и социального, естественного и искусственного в поведении человека. Если программа поведения мужчины и женщины является не естественной (не врожденной), а искусственной (воспитанной), то, следовательно, она может быть изменена. Эта программа действительно радикально изменяется в процессе модернизации общества, сначала на Западе, а затем и на Востоке.

В традиционном обществе (обществе, которое неизменно и подчиняется традициям на протяжении длительного времени своего существования, аграрном, доиндустриальном, деревенском, немобильном) в подавляющем большинстве случаев социальный статус женщины был весьма низок. Мужские и женские роли были четко разделены. Функции женщины - "в доме" (все, что связано с хозяйством, с рождением и воспитанием детей, с работами внутри и возле дома). Функции мужчины - "вне дома" (всевозможные промыслы, завоевания, работа, торговля и.т.д.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Конъюгация, трансформация у микроорганизмов и трандукция
Конъюгация – перенос генетического материала от одной бактериальной клетки (донора) к другой (реципиенту) при их непосредственном контакте. Один штамм является донором (мужским), а другой – реципиентом (женским). Клетки донора обладают половым фактором F. Он является конъюгативной плазмидой и представляет собой циркулярно-замкнутую мол ...

Постнеклассические концепции познания природы
Постнеклассическая наука - вторая половина ХХ века – здесь делается попытка избавиться от проблемы дополнительности; возникает надежда спасти формальное определение науки (как отражения объективно-независимого мира) посредством переопределения предмета науки как условно нестационарной системы. Современный этап научной рациональности вв ...

Исследование ассимиляции ЭДТА штамма LPM-4 в процессе культивирования с добавлением ЭДТА
Описание: Культуру выращивали на среде с ЭДТА (вариант 1 – контроль). Ассимиляция ЭДТА происходила достаточно быстро и закончилась на четвертые сутки роста (рис. 3.2.1.1, приложение 9), при этом наблюдался рост биомассы до 0,190 г/л. На четвертые сутки роста культуры добавили ЭДТА (вариант 2). При этом культура потребила ЭДТА очень быст ...