Гендерный поворот в культурологическом знанииСтраница 2
Имеющиеся культурные и социальные различия между мужчиной и женщиной не могли не стать и предметом рассмотрения для философов, которых можно считать первыми исследователями культуры. У философов по-разному осмыслялось отношения мужчины и женщины. Греческие философы, например, Платон и Аристотель, считали женщину неполноценным человеком. Это связано с такой чертой античной культуры в целом, как её маскулинность, т.е. её мужественность. Маскулинная культура - это культура, в которой социальный статус мужчины намного выше женского, культура, ориентированная на мужественный тип поведения. Феминная культура - культура, в которой положение женщины является достаточно высоким. Примером такой культуры среди традиционных обществ может служить Древний Египет. Там женщины могли стать фараонами (не только знаменитая Клеопатра, но и Хатшепсут, жившая ещё во II тысячелетии до н.э.), египетские женщины свидетельствовали за себя в суде, занимались торговлей и предпринимательством.
Греческая культура, напротив, была маскулинной культурой. Культ мужественности выражался в "мужском" воспитании мальчиков. Статус мужчин в античной Греции был неизмеримо выше статуса женщин, которые фактически находились на периферии общественной жизни. Эти особенности античной культуры прослеживаются и на материале художественной культуры (если в египетском зале Музея изобразительных искусств есть множество скульптур, где мужчина и женщина изображены вместе, то в античных залах нет ни одной супружеской пары). Вследствие этого рассуждения Платона и Аристотеля о женщине как о неполноценном человеке, являются органичными для античной цивилизации.
В средневековье религиозным постулатом стало утверждение Аврелия Августина, о том, что "женщина не может ни учить, ни свидетельствовать, ни судить, ни тем более, повелевать". Полное неприятие женщины, принижение её роли и достоинства можно найти уже в XIX в. у такого философа, как Фридрих Ницше. В то же время были философы, весьма уважительно относившиеся к женщине. Например, Жан Жак Руссо, отстаивавший необходимость воспитания и образования не только юношей, но и девушек. Следующее имя - это имя К. Маркса, который так же, как и любой социалист или коммунист, выступал за равенство женщин и мужчин. Афоризмом стало и суждение К. Маркса о том, что "положение женщины - это критерий развития общества". Хотя в философии мы встречаем большое разнообразие теорий, в целом понимание интересующей нас проблемы остаётся традиционным: первый по своей важности пол-это мужской, а женщины - это "второй пол", как чётко сформулировала французская женщина-философ, впервые обратившая внимание на эту ситуацию, Симона де Бовуар (2).
Обратимся к реальности, с которой мы сталкиваемся. Действительно, существуют различия между мужчинами и женщинами в физиологии и психологии. Эти различия очевидны, полностью пренебречь ими невозможно. Физиологическое различие фиксируется в терминах "пол" в русском языке и "sex" в английском языке. "Sex" подразумевает именно биологические, физиологические различия (т.е., когда говорится о половых различиях между мужчиной и женщиной, то имеется ввиду именно физиология). Психологические различия также реально существуют, и было бы нелепо их отрицать. Мужчины и женщины действительно очень разные. Но определяется ли мышление и поведение мужчин и женщин в первую очередь генетической, наследуемой программой или же социальной, культурной программой, которая передаётся в процессе социализации через научение - вот тот основной вопрос, который задают себе как культурологи, так и философы.
Энергетическая ценность продуктов питания
Калорийность пищи, т.е. содержание свободной энергии обеспечивается наличием в ней белков, жиров и углеводов. С учетом усвоения пищи (в среднем она усваивается на 90%) ее калорийность должна превосходить суточные энерготраты организма (величину общего обмена) не более, чем на 10%. При постоянном превышении суточной калорийности пищи над ...
Биосинтез и транспорт лизосомных белков
Лизосомные белки синтезируются в ШЭР (рис. В), где они гликозилируются путем переноса олигосахаридных остатков. На последующей стадии, типичной для лизосомных белков, терминальные маннозные остатки (Man) фосфорилируются по C-6 (на схеме справа). Реакция протекает в две стадии. Сначала на белок переносится GlcNAc-фосфат, а затем идет отщ ...
Получение изолированных колоний
Для получения изолированных колоний на практике наиболее часто используют модификацию рассева по Дригальски. Для этого материал наносят на поверхность плотной питательной среды ближе к краю и делают «бляшку». Затем из неё материал распределяют по четырём квадратам, проводя петлёй штрихи, как показано на рис. 1-12,
обжигая петлю после ...