Гендерный поворот в культурологическом знанииСтраница 1
В современном социально-гуманитарном знании произошёл целый ряд таких познавательных "поворотов", как социоисторический, антропологический, гендерный, лингвистический, визуальный, когнитивный. Понятие познавательный "поворот" обозначает качественные изменения в системах производства знания и его передачи. "В содержании этого понятия фиксируется определённый сдвиг в теории и практике познания, выражающийся в изменении ракурса рассмотрения объекта, определения предметной области, самопонимания познающего субъекта" (1, с.11).
В культурологическом знании отчётливо представлен сравнительно новый аспект рассмотрения культуры, получивший название гендерного (от английского слова "gender", обозначающего грамматический род). Гендерный подход появился в культурологии достаточно недавно. Гендерные различия стали специальным предметом целого направления культурологических исследований лишь во второй половине века. Рассмотрение человека оставалось в значительной степени абстрактным, пока шла речь о неком существе "среднего рода", в то время как в реальной жизни, по словам поэтессы, "разделились беспощадно мы на женщин и мужчин". "Разделение" на женщин и мужчин приводит к реальному существованию двух вариантов культуры - мужского и женского, представляющих собой две субкультуры. Естественно, что возникает вопрос о специфике каждой из этих субкультур, об иерархии отношений между ними, об эволюции каждой из них.
Обратившись к обыденному сознанию и опыту, можно зафиксировать существование неких "общепринятых" представлений о мужчинах и женщинах. Если попытаться сформулировать эти представления, многие из которых являются в большей или меньшей степени мифологичными, то они будут следующими:
женщина слабее мужчины;
женщина руководствуется чувствами, а не разумом;
важнейшая функция женщин - деторождение;
мужчины активны, женщины пассивны;
женщины подчинены мужчинам.
Все эти обыденные представления фиксируют более низкий социальный статус женщины, чем мужчины, что проявляется даже в языке. Лингвисты заметили, что в целом ряде языков одно и то же слово обозначает "человека" и "мужчину" (например, в английском и украинском языках).
Что позволяет говорить о "мифологичности" вышеперечисленных суждений? Миф отличается от истины тем, что он создает некий образ, за которым отнюдь не всегда стоит реальность. Так, например, одним из наиболее распространённых "гендерных мифов" является мнение о том, что мужчины безусловно способнее ("умнее") женщин особенно в технических и математических науках.
В этих стереотипах так называемой "традиционной гендерной мифологии" фиксируется более низкий социальный статус женщины, чем мужчины. Истоки этих представлений обнаруживаются в глубокой древности: каждая из национальных мифологий по-своему объясняла различия между мужчинами и женщинами в рамках религиозно-мифологической картины мира. Рассмотрим в качестве примера христианскую мифологию, в основе которой лежит ветхозаветная мифология. Согласно иудейскому преданию, Бог вначале создает из глины и мужчину, и женщину. Мужчину - Адама, женщину - Лилит. Образ этой первой женщины иногда можно встретить в художественной литературе. (У М. Цветаевой есть строчка: "как живется вам с другою, вам, познавшему Лилит", то есть первозданную женщину). Лилит, будучи создана, как и Адам, из глины, заявила о том, что они равны, поссорилась с Адамом и покинула его. Тогда Бог понял свою ошибку, и следующую женщину он уже сделал не из глины, а из ребра Адама, чтобы показать ей, что она является частью мужчины и, следовательно, ни в коем случае не должна бунтовать против него, она должна подчиняться мужчине. Этот миф отражает очень интересный аспект отношений: он показывает, что, с одной стороны, действительно, практически любая культура воспроизводит иерархию мужских и женских отношений (мужчина выше женщины, она подчиняется ему), но при этом существует и сопротивление женщины, явный бунт. И то, что это противоречие встречается даже в ветхозаветном мифе, говорит о древности самого противостояния.
Органеллы, образуемые из лизосом
В некоторых дифференцированных клетках лизосомы могут выполнять специфические функции, образуя дополнительные органеллы. Все дополнительные функции связаны с секрецией веществ.
Органеллы
Клетки
Функции
Меланосомы
меланоциты, ретинальный и пигментный эпителий
образование, хранение и транспорт меланина
Тромбоцитн ...
Антигенные свойства фагов
Известно, что при введении в организм животного подкожно или внутривенно белка, бактериальных клеток, некоторых продуктов жизнедеятельности микроорганизмов и других веществ в крови животного вырабатываются вещества, названные антителами. Вещества, способные вызывать образование антител, называются антигенами.
Антитела очень специфичны ...
Активность карбоксипептидазы М в тканях самок крыс на разных стадиях
эстрального цикла
а) Определение активности карбоксипептидазы М у интактных самок крыс
В гипофизе, надпочечниках и гонадах активность фермента была ниже чувствительности метода определения, поэтому в случае карбоксипептидазы M исследование проводили только в гипоталамусе и стриатуме. В гипоталамусе и стриатуме не обнаружено зависимости активности КПМ от ...