Научные методы

Метод (от греч. методос – путь к чему либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию.

Область знания, которая занимается изучением методов, называют методологией

. Методология дословно означает «учение о методах», и изучает происхождение, сущность, эффективность и другие характеристики методов познания.

Методы научного познания подразделяются по степени общности, т.е. по широте применимости в научных исследованиях.

Всеобщие методы: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим.

Вторая группа методов познания – общенаучные методы. Эти методы используются на разных уровнях научного познания – эмпирическом и теоретическом.

Эмпирический уровень

– это непосредственное исследование реально существующих чувственно воспринимаемых предметов.

На этом уровне происходит процесс накопления информации путем наблюдений, применений, постановки экспериментов и проводится первичная систематизация полученных данных в виде таблиц, схем, графиков. На этом уровне результатом является формирование некоторых закономерностей.

Теоретический уровень

– раскрывает наиболее глубокие, существенные стороны, связи, закономерности. Это более высокая степень в научном познании. Результатами этого уровня становятся гипотезы, теории, законы. Оба эти уровня взаимосвязаны.

Эмпирический – это фундамент теоретического осмысления. Теоретический – определяет направление исследований эмпирического уровня.

К общенаучным методам эмпирического познания относятся:

Ø наблюдение – целенаправленное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования;

Ø эксперимент – исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования;

Ø описание – фиксирование данных эксперимента или наблюдение с помощью определенных систем обозначений;

Ø изменение – определение характеристик объектов с помощью измерительных приборов.

Общенаучными методами теоретического познания являются:

Ø абстрагирование – отвлечение от несущественных свойств явления, с выявление более существенных;

Ø идеализация – особый вид абстрагирования, мысленное внесение изменений в изучаемый объект;

Ø мысленный эксперимент – оперирование идеализированным объектом;

Ø формализация – отображение результатов мышления в точных понятиях с использованием специальной символики;

Ø индукция и дедукция – движение от частного к общему (от единичных фактов к общим положениям), и наоборот – от общего к частному.

К общенаучным методам эмпирического и теоретического познания относятся:

Ø анализ и синтез – процессы мысленного разложения целого на составные части или воссоединении целого из частей;

Ø аналогия – прием познания, с помощью которого обнаруживается сходство объектов в некоторых значимых характеристиках;

Ø моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом, специально созданном для их изучения.

К третьей группе методов научного познания относятся частно-научные методы, используемые только в рамках какой-то конкретной науки.

Каждая наука имеет свои специфические методы исследования.


Этапы развития биотехнологии
В развитии биотехнологии выделяют следующие периоды: эмпирический, научный, современный (молекулярный). Последний специально отделяется от предыдущего, так как биотехнологи уже могут создавать и использовать в производстве неприродные организмы, полученные генно-инженерными методами. 1) Эмпирическая биотехнология неотделима от циви ...

Размножение маньчжурского зайца.
Размножение маньчжурского зайца почти не изучено. Начало его гона зарегистрировано в начале февраля. Во второй половине февраля и в марте наблюдалась кровавая моча на снегу. В 1970 г. в верховьях реки Борисовка гон у этих зайцев отмечался с последних чисел февраля до 20 марта. Характерным признаком начала гона, кроме появления кровавой ...

Усвоение молекулярного азота микроорганизмами
Клубеньковые бактерии. Способность бобовых растений использовать атмосферный азот была доказана опытами немецких ученых Г. Гельригеля и Г. Вильфарта в 1886 г. Им удалось показать, что, посеянные в прогретый песок, в котором убиты все бактерии, бобовые растения, не образующие в этом случае клубеньков, не усваивают (не фиксируют) атмосфер ...