Научные методы

Метод (от греч. методос – путь к чему либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию.

Область знания, которая занимается изучением методов, называют методологией

. Методология дословно означает «учение о методах», и изучает происхождение, сущность, эффективность и другие характеристики методов познания.

Методы научного познания подразделяются по степени общности, т.е. по широте применимости в научных исследованиях.

Всеобщие методы: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим.

Вторая группа методов познания – общенаучные методы. Эти методы используются на разных уровнях научного познания – эмпирическом и теоретическом.

Эмпирический уровень

– это непосредственное исследование реально существующих чувственно воспринимаемых предметов.

На этом уровне происходит процесс накопления информации путем наблюдений, применений, постановки экспериментов и проводится первичная систематизация полученных данных в виде таблиц, схем, графиков. На этом уровне результатом является формирование некоторых закономерностей.

Теоретический уровень

– раскрывает наиболее глубокие, существенные стороны, связи, закономерности. Это более высокая степень в научном познании. Результатами этого уровня становятся гипотезы, теории, законы. Оба эти уровня взаимосвязаны.

Эмпирический – это фундамент теоретического осмысления. Теоретический – определяет направление исследований эмпирического уровня.

К общенаучным методам эмпирического познания относятся:

Ø наблюдение – целенаправленное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования;

Ø эксперимент – исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования;

Ø описание – фиксирование данных эксперимента или наблюдение с помощью определенных систем обозначений;

Ø изменение – определение характеристик объектов с помощью измерительных приборов.

Общенаучными методами теоретического познания являются:

Ø абстрагирование – отвлечение от несущественных свойств явления, с выявление более существенных;

Ø идеализация – особый вид абстрагирования, мысленное внесение изменений в изучаемый объект;

Ø мысленный эксперимент – оперирование идеализированным объектом;

Ø формализация – отображение результатов мышления в точных понятиях с использованием специальной символики;

Ø индукция и дедукция – движение от частного к общему (от единичных фактов к общим положениям), и наоборот – от общего к частному.

К общенаучным методам эмпирического и теоретического познания относятся:

Ø анализ и синтез – процессы мысленного разложения целого на составные части или воссоединении целого из частей;

Ø аналогия – прием познания, с помощью которого обнаруживается сходство объектов в некоторых значимых характеристиках;

Ø моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом, специально созданном для их изучения.

К третьей группе методов научного познания относятся частно-научные методы, используемые только в рамках какой-то конкретной науки.

Каждая наука имеет свои специфические методы исследования.


Путь углерода в фотосинтезе. Цикл Кальвина
Включение С02 в конструктивный метаболизм у фототрофов осуществляется в последовательности реакций. Она называется циклом автотрофной фиксации углекислоты, или циклом Кальвина, который сходен с пентозофосфатным циклом катаболизма сахаров у хемоорганогетеротрофов. Приведем суммарное уравнение этих реакций: 6С02 + 18 АТР + 12 NADPH + 12Н ...

Эпистаз. Пример и схема.
Эпистаз – подавление генов из одной пары аллелей доминантного и рецессивного генов из другой пары аллелей. Подавляющий ген – эпистатический или супрессор, или ангибитор; подавляющий ген – гипостатичный. Виды: 1) доминантный – супрессор явл доминантным геном 12:3:1 или 13:3; 2) рецессивный – супрессор – рецессивный ген 9:7 или 9:3:4. А – ...

Первичный ответ и семейства рецепторов
Лиганд, связываясь с рецептором, должен индуцировать в нем конформационный переход, приводящий к функциональным изменениям в других частях молекулы. Природа такого перехода абсолютно неизвестна. Установлено лишь, что по крайней мере в IgE‑рецепторе с высоким сродством связывание лиганда индуцирует агрегацию рецептора в плоскости м ...