Класс
Малощетинковые. Образ жизни и внешнее строение дождевого червя. Методические
рекомендацииСтраница 1
В начале урока учащиеся повторяют материал о плоских червях, в частности вспоминают особенности строения белой планарии из класса ресничных червей как свободноживущей формы. Эти знания нужно использовать при изучении типа кольчатых червей.
Учитель знакомит школьников с основными представителями этого типа (дождевой червь, нереида, пескожил), показывая их на таблице, и разъясняет, что название типа связано с наличием на теле его представителей характерных кольцевидных перетяжек.
Затем учитель дает краткую характеристику типа, в которой отмечает широкое распространение кольчатых червей на Земле, многообразие видов, заселение ими водной среды и почвы. Для активизации интереса школьников учитель предлагает им ответить на вопросы: когда чаще встречаются дождевые черви на поверхности почвы? Почему после обильного дождя дождевые черви выползают на поверхность почвы? На эти вопросы школьники обычно дают неполные, поверхностные ответы, а главные причины выделить не могут. Поэтому учитель предлагает вспомнить материал из курсов природоведения и ботаники о почве как среде обитания дождевых червей. Для этого он ставит вопросы: что такое почва? Каков ее состав? Какие организмы ее населяют? Ответы учащихся дают возможность учителю сделать вывод, что почва как среда обитания имеет все необходимые условия для жизни организмов. Затем в беседе следует выяснить, что дождевые черви живут скрытно во влажных, богатых перегноем почвах, ведут подвижный образ жизни, в теплое время года держатся у поверхности, зимой — на глубине до 2 м в норках. После этого можно предложить учащимся ответить на вопрос: каковы особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве?
Для решения этого вопроса учитель организует лабораторную работу с использованием живых дождевых червей. Работа выполняется по инструкции, которую школьники получают вместе с животными и оборудованием (пинцетом и лупой).
Лабораторная работа Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве.
Цель: найти во внешнем строении дождевого червя черты приспособленности к жизни в почве.
1. Рассмотрите живого дождевого червя, определите форму его тела, окраску, размеры. Обратите внимание на его кольчатое строение. Зарисуйте внешний вид червя в тетради.
2. Найдите у червя передний (более заостренный) конец тела и ротовое отверстие на нем. Укажите на рисунке передний конец тела. Рассмотрите на нем утолщение из семи колец— это поясок, отметьте его на рисунке.
3. Найдите более тупой задний конец тела дождевого червя и на нем отверстие, через которое выбрасываются непереработанные остатки пищи,— это заднепроходное отверстие. Отметьте его на своем рисунке в тетради.
4. Нарисуйте плоскую брюшную и выпуклую спинную сторону червя. Проведите пальцем вдоль брюшной стороны от переднего к заднему концу тела. Что ощущаете? Рассмотрите с помощью лупы эти щетинки. Поместите червя на бумагу и обратите внимание на характер его движения. Какое значение в жизни червя имеют щетинки?
5. Обратите внимание на кожу червя, определите, какая она —сухая или влажная? Подумайте, какое значение имеет такая кожа для жизни в почве.
Распространение плодов и семян. Понятие диаспоры
В начале XX века шведский ботаник Р.Сернандер дал любым частям растений, с помощью которых они способны расселяться общее название диаспор. В качестве диаспор могут выступать семена, плоды , соплодия , части вегетативного тела и даже целые растения.
Существуют два основных пути распространения диаспор. Автохория – наиболее простой спос ...
Адренергическая и пептидергическая системы
Адреналин был впервые обнаружен в экстрактах надпочечников в 1895г. В 1901г, был осуществлен синтез кристаллического адреналина. Вскоре адреналин нашел применение в медицине для повышения артериального давления при коллапсе, для сужения кровеносных сосудов при местной анестезии, а затем и для купирования приступов бронхиальной астмы. В ...
Участок обитания маньчжурского зайца.
Размеры индивидуального участка маньчжурского зайца, на котором он держится постоянно, в поперечнике не превышает и нескольких сотен метров. Поэтому при повышенной их плотности от интенсивного выборочного поедания претерпевает существенные изменения. Заметнее это проявляется на ограниченных локальных площадях, например, на островных лес ...
