Материалы » Тип кольчатые черви » Класс Малощетинковые. Образ жизни и внешнее строение дождевого червя. Методические рекомендации

Класс Малощетинковые. Образ жизни и внешнее строение дождевого червя. Методические рекомендации
Страница 1

В начале урока учащиеся повторяют материал о плоских червях, в частности вспоминают особенности строения белой планарии из класса ресничных червей как свободноживущей формы. Эти знания нужно использовать при изучении типа кольчатых червей.

Учитель знакомит школьников с основными представителями этого типа (дождевой червь, нереида, пескожил), показывая их на таблице, и разъясняет, что название типа связано с наличием на теле его представителей характерных кольцевидных перетяжек.

Затем учитель дает краткую характеристику типа, в которой отмечает широкое распространение кольчатых червей на Земле, многообразие видов, заселение ими водной среды и почвы. Для активизации интереса школьников учитель предлагает им ответить на вопросы: когда чаще встречаются дождевые черви на поверхности почвы? Почему после обильного дождя дождевые черви выползают на поверхность почвы? На эти вопросы школьники обычно дают неполные, поверхностные ответы, а главные причины выделить не могут. Поэтому учитель предлагает вспомнить материал из курсов природоведения и ботаники о почве как среде обитания дождевых червей. Для этого он ставит вопросы: что такое почва? Каков ее состав? Какие организмы ее населяют? Ответы учащихся дают возможность учителю сделать вывод, что почва как среда обитания имеет все необходимые условия для жизни организмов. Затем в беседе следует выяснить, что дождевые черви живут скрытно во влажных, богатых перегноем почвах, ведут подвижный образ жизни, в теплое время года держатся у поверхности, зимой — на глубине до 2 м в норках. После этого можно предложить учащимся ответить на вопрос: каковы особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве?

Для решения этого вопроса учитель организует лабораторную работу с использованием живых дождевых червей. Работа выполняется по инструкции, которую школьники получают вместе с животными и оборудованием (пинцетом и лупой).

Лабораторная работа Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве.

Цель: найти во внешнем строении дождевого червя черты приспособленности к жизни в почве.

1. Рассмотрите живого дождевого червя, определите форму его тела, окраску, размеры. Обратите внимание на его кольчатое строение. Зарисуйте внешний вид червя в тетради.

2. Найдите у червя передний (более заостренный) конец тела и ротовое отверстие на нем. Укажите на рисунке передний конец тела. Рассмотрите на нем утолщение из семи колец— это поясок, отметьте его на рисунке.

3. Найдите более тупой задний конец тела дождевого червя и на нем отверстие, через которое выбрасываются непереработанные остатки пищи,— это заднепроходное отверстие. Отметьте его на своем рисунке в тетради.

4. Нарисуйте плоскую брюшную и выпуклую спинную сторону червя. Проведите пальцем вдоль брюшной стороны от переднего к заднему концу тела. Что ощущаете? Рассмотрите с помощью лупы эти щетинки. Поместите червя на бумагу и обратите внимание на характер его движения. Какое значение в жизни червя имеют щетинки?

5. Обратите внимание на кожу червя, определите, какая она —сухая или влажная? Подумайте, какое значение имеет такая кожа для жизни в почве.

Страницы: 1 2 3


Почему III этап энергетического обмена называется стадией полного окисления? Где он происходит? Каков его химизм?
Третий этап энергетического обмена включает в себя окисление промежуточных метаболитов, прежде всего, пировиноградной и молочной кислоты, до конечных продуктов окисления -углекислого газа и воды. Этот этап получил название аэробного или полного окисления. В клетках этот процесс протекает в митохондриях и кроме образования СО2 и Н2О аэр ...

Эванджелиста Торричелли
Итальянский математик и физик Эванджелиста Торричелли родился в Фаэнце в небогатой семье; воспитывался у дяди. Учился в иезуитском колледже, а затем получил математическое образование в Риме. В 1641 г. Торричелли переехал в Арчетри, где помогал Галилею в обработке его трудов. С 1642 г., после смерти Галилея, придворный математик великог ...

Нарушения кислотно-основного равновесия организма
Несостоятельность компенсаторных механизмов организма в предотвращении сдвигов концентрации водородных ионов приводит к различным нарушениям КОР. В зависимости от механизмов развития этих нарушений различают дыхательный ацидоз или алкалоз и метаболический ацидоз или алкалоз. Дыхательный ацидоз возникает вследствие гиповентиляции легких ...