Неклассический этап
Страница 1

Неклассическое естествознание (конец XIX - середина XX в.в.) способствовало значительному расширению поля исследуемых объектов, открывая пути к освоению больших, сложных саморегулирующихся систем. Неклассический тип рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности, рассматривая объект как вплетенный в человеческую деятельность.

В XIX в. стало очевидным, что законы ньютоновской механики уже не могли играть роли универсальных законов природы. На эту роль стали претендовать законы электромагнитных явлений. Однако в результате новых экспериментальных открытий в области строения вещества в конце XIX — начале XX в. обнаруживалось множество непримиримых противоречий между электромагнитной картиной мира и опытными фактами. Это подтвердил в дальнейшем целый «каскад» научных открытий.

Так с 1895 по 1897 гг. были открыты лучи Рентгена, радиоактивность, радий, первая элементарная частица — электрон. В 1900 г. немецкий физик Макс Планк ввел квант действия (постоянная Планка) и, исходя из идеи квантов, вывел закон излучения, названный его именем. Квантовая теория Планка вошла в противоречие с теорией электродинамики Максвелла. Возникли два несовместимых представления о материи: или она абсолютно непрерывна, или она состоит из дискретных частиц.

В 1911 г. английский физик Эрнест Резерфорд предложил планетарную модель атома. Затем в 1913 г. Нильс Бор, предложивший на базе идеи Резерфорда и квантовой теории Планка свою модель атома.

Весьма ощутимый «подрыв» классического естествознания был осуществлен затем Альбертом Эйнштейном, создавшим сначала, в 1905 г. специальную, а позднее, в 1916 г. и общую теорию относительности. В 1924 г. было сделано ещё одно крупное научное открытие: французский физик Луи де Бройль высказал гипотезу о том, что частице материи присущи и свойства волны (непрерывность) и дискретность (квантовость). Вскоре, уже в 25—30 гг. ХХ в. эта гипотеза была подтверждена экспериментально в работах Шредингера, Гейзенберга, Борна и других физиков. Таким образом, был открыт важнейший закон природы, согласно которому все материальные микрообъекты обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами.

В этот период происходит сближение объекта и субъекта познания. Становится очевидной зависимость знания от применяемых субъектом методов и средств получения этого знания. Идеей научного познания действительности в XVIII—XIX вв. было полное устранение познающего субъекта из научной картины мира. Естествознание XX века показало неотрывность исследователя от объекта и зависимость знания от методов и средств. Иначе говоря, картина объективного мира определяется не только свойствами самого мира, но и характеристиками субъекта познания. Развитие науки показало, что полностью исключить субъективное из познания невозможно, даже там где субъект играет крайне незначительную роль. Недооценка творческой активности субъекта в познании, стремление «изгнать» из процесса познания эту активность закрывают дорогу к истине. Например, поведение атомных объектов «самих по себе» невозможно отделить от их взаимодействия с измерительными приборами, со средствами наблюдения, которые определяют условия возникновения явлений.

Важной особенностью научного знания стало стремление избежать односторонности, выявлять новые пути понимания целостной структуры мира. Развитие атомной физики показало, в частности, что объекты, называвшиеся раньше элементарными частицами, должны рассматриваться как сложные многоэлементные системы.

Получил развитие субстанциальный подход — стремление свести всё изменчивое многообразие явлений к единому основанию, найти их «первосубстанцию». Стремление построить единую теорию всех известных взаимодействий: электромагнитного, слабого, сильного и гравитационного показывает, что главной тенденцией теоретической физики стало стремление к такому единству.

История познания показала, что детерминизм нельзя сводить к какой-либо одной из его форм или виду. Классическая физика, как известно, основывалась на механистическом понимании причинности. Причина понималась как чисто внешняя сила, воздействующая на пассивный объект. Таким образом смысл тезиса о причинности постепенно сузился, пока наконец не отождествился с презумпцией однозначной детерминированности событий в природе, а это в свою очередь означало, что знание природы или определенной ее области достаточно для предсказания будущего.

Становление квантовой механики выявило неприменимость здесь причинности в ее механистической форме. Это было связано с признанием фундаментальной значимости нового класса теорий — статистических, основанных на вероятностых представлениях. Тот факт, что статистические теории включают в себя неоднозначность и неопределенность, некоторыми философами и учеными был истолкован как крах детерминизма вообще или «исчезновение причинности». На самом же деле формой выражения причинности в области микрообъектов является вероятность, поскольку здесь возможно определить лишь движение большой совокупности частиц, а о движении отдельной частицы можно говорить лишь в плане большей или меньшей вероятности.

Страницы: 1 2


Аристотелевская система мира
Начиная с IV века до н. э. греческие мыслители строят геометрические модели мира, призванные объяснить движение небесных светил. Рождению новой космологической модели способствовал самый выдающийся ученый Древней Греции – Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.). На основе достижений всей греческой науки он создал единую научную систему, сфо ...

Труд, язык, нравственность как факторы антропосоциогенеза
Каковы же движущие силы, те факторы ,которые вызвали перестройку морфологии питекантропа именно в этом , а не в каком либо другом направлении, создали предпосылки для вытеснения питекантропа человеком современным и определили успех этого процесса? С тех пор как антропологи задумались над этим процессом, а произошло это сравнительно неда ...

Фазово-контрастная микроскопия
Фазово-контрастная микроскопия позволяет изучать живые и неокрашенные объек­ты за счёт повышения их контрастности. При прохождении света через окрашенные объекты происходит изменение амплитуды световой волны, а при прохождении через неокрашен­ные — фазы световой волны, что используют для получения высококонтрастного изображе­ния в фазо ...