Неклассический этапСтраница 2
Попытки создать учёными непротиворечивую теорию привели к парадоксальному выводу - необходимости внедрения этой «противоречивости» в естествознание в качестве существенной характеристики его объектов и принципа их познания.
В противовес идеалу единственно истинной теории, «фотографирующей» исследуемые объекты, здесь допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться часть объективно-истинного знания.
Исследование физических явлений показало, например, что частица и волна — две дополняющие друг друга стороны единой сущности. Природа микрочастицы внутренне противоречива и соответствующее понятие должно выражать это объективное противоречие. Иначе оно не будет адекватно отражать свой объект, а стало быть, будет выражать лишь часть истины, а не всю ее в целом.
Попытки осознать причину появления этих противоречивых образов привели Нильса Бора к формулированию принципа дополнительности. Согласно этому принципу, для полного описания квантово-механических явлений необходимо применять два взаимоисключающих набора классических понятий (например, частиц и волн). Только совокупность таких понятий дает исчерпывающую информацию об этих явлениях как целостных образованиях.
Классической физике были присущи предсказания имеющие точно определенный, однозначный характер. «Если мы знаем координаты и скорость материальной точки в известный момент времени и действующие на нее силы, то мы можем предсказать ее будущую траекторию».
Законы же квантовой физики — это законы статистического характера и предсказания на их основе носят не достоверный, а лишь вероятностный характер. Законы статистического характера являются основной характеристикой квантовой физики. Поэтому метод, применяемый, например, для рассмотрения движения планет, здесь практически бесполезен и должен уступить место статистическому методу и законам, которые управляют изменениями вероятности во времени.
Эпоха неклассической науки кардинально изменила способ мышления. Эту особенность неклассического естествознания подчеркивали выдающиеся его представители: Гейзенберг неоднократно говорил об ограниченности механистического типа мышления. Он отмечал также, что мыслить диалектически «нас вынуждает сам предмет», что «сами явления, сама природа, а не какие-либо человеческие авторитеты заставляют нас изменить структуру мышления; новая структура мышления позволяет нам добиться в науке большего, чем старая, являясь в данном случае более плодотворной».
Перечислите важнейшие различия между эукаритическими и прокариотическими
клетками
Характеристика
Прокариоты
Эукариоты
Размеры клеток
Диаметр в среднем 0,5-5 мкм
Диаметр обычно до 40 мкм Объем клетки в 103-105 раз больше, чем объем клетки эукариот.
Форма
Одноклеточные и нитчатые
Одноклеточные, нитчатые или многоклеточные.
Генетический материал
Кольцевая ДНК в цитоплазме, нет мате ...
Выводы
В зоне неустойчивого и недостаточного увлажнения необходимо предусмотреть внесение большей части удобрений под основную обработку почвы на глубину вспашки.
Почвы хозяйства в целом можно охарактеризовать как недостаточно плодородные (низкое содержание элементов питания). Обеспеченность основаниями создает хорошую буферность почвы, то ес ...
Основная часть. Описание опыта
Материалы и оборудование: проростки пшеницы, выращенные на средах с добавлением нитрата аммония разных концентраций.
Реактивы: нитрат аммония.
Выполнение работы.
Приготовили растворы нитрата аммония 1% и 10%. Семена пшеницы (по 10 штук) поместили в фильтровальную бумагу, один конец которой опустили в химические стаканы с приготовленн ...