Материалы » Структура научного познания » Теоретический уровень научного познания

Теоретический уровень научного познания

Теория – это совокупность обобщенных положений. Обобщения фиксируются в терминах, суждениях и умозаключениях. Обобщения имеют дело со многими фактами, с учетом этого говорят о законах. Закон – это связь между фактами и их обобщениями. Главные законы называют принципами. В эмпирическом законе приводятся только факты. Например, "Согласно опросам населения, каждый третий из опрошенных недоволен правительством. Было опрошено 1500 человек". Теоретический закон имеет дело только с обобщениями, понятиями. " Согласно закону Бойля – Мариотта, при неизменной температуре произведение давления газа на его объем является неизменной величиной, константой: PV=const; T=const". В указанном законе речь идет по крайней мере о пяти понятиях – газа, давления газа, объема газа, температуры газа, константы.

Строго говоря, эмпирические и теоретические законы не имеют смысла один без другого, они взаимонагружены. В нашем примере с опросом населения фактически тоже не обошлось без понятий, в частности использовалось понятие "быть недовольным правительством". Всякое рассмотрение фактов имеет научный смысл, ибо они интерпретируются, т.е. подводятся под понятия и теоретические законы. Факты вроде бы сами "лезут в глаза", а как достигается человеком теоретический уровень исследования?

В теории подмечают общее. В простейшем случае это выглядит так. Допустим, проводятся эксперименты с жидкостями. В процессе их устанавливается, что при нагревании жидкости расширяются. На основании этого ученый делает вывод: "Видимо, жидкости при нагревании расширяются". Слово "видимо", как выясняется, здесь весьма уместно, ибо вода при нормальном давлении при нагревании от 0 до 4 С не расширяется, а сжимается ("аномалия воды"). Чтобы объяснить аномалию воды, состоящей из одного атома кислорода и двух атомов водорода, написать не только формулу Н2О, но и сложное математическое уравнение движения электронов атома воды и решить его. Прямо из эксперимента нельзя получить математические уравнения с дифференциалами и интегралами. Они являются обобщениями.

Формой выделения общего также идеализации. Так, понятие идеального газа фиксирует одинаковость газов. Во многих случаях тела можно считать материальными точками. Это значит, что все они одинаковы и именно поэтому используется идеализация материальной точки.

Итак, в целом ход научного исследования можно представить следующим образом: 1)факты фиксируются; 2)факты определенным образом интерпретируются; 3)интерпретация приводит к выработке понятий, законов, идеализации; 4)законы предполагаются гипотезами; 5)из гипотез с помощью правил дедукции, т.е. двигаясь от общего к частному, выводят следствия; 6)следствия сопоставляются с фактами; 7)если следствия теории согласуются с фактами, то признается действенность теории, в противном случае она ставится под сомнение.


Выводы
В зоне неустойчивого и недостаточного увлажнения необходимо предусмотреть внесение большей части удобрений под основную обработку почвы на глубину вспашки. Почвы хозяйства в целом можно охарактеризовать как недостаточно плодородные (низкое содержание элементов питания). Обеспеченность основаниями создает хорошую буферность почвы, то ес ...

Применение ДНК-чипов
Оценка состояния и идентификация всех генов исследуемого организма является одной из важнейших задач, поставленных перед разработчиками ДНК-чипов. Решение этой задачи может быть реализовано в иммобилизации всех генов организма на биологический чип, что позволит комплексно оценить состояние генов и генома в целом. Биогенетические базы да ...

Роль углеводов
Углеводы служат основным источником энергии. Свыше 56% энергии организм получает за счет углеводов, остальную часть - за счет белков и жиров. В зависимости от сложности строения, растворимости, быстроты усвоения углеводы пищевых продуктов подразделяются на простые углеводы: моносахариды (глюкоза, фруктоза, галактоза), дисахариды (сахар ...