Классический этап научной рациональностиСтраница 2
Принцип концептуализации предметной области познания показывает, что изменение органов происходит в силу необходимости приспособления организмов к окружающей среде и закрепления наследственных признаков. Реализация последних в природных условиях осуществляется посредством:
· прямого приспособления к окружающей среде (у растений и низших животных); https://mytischi.skidkom.ru курсы актерского мастерства в мытищи.
· упражнения органов и психогенного формообразования (у высших животных);
· наследования приобретенных признаков.
Эти факторы отражают не только взаимосвязь внешней среды и организмов, но и зависимость поведения и частей тела живых существ. Теперь выстроим цепочку механистической детерминации одного с другим: изменение внешних условий жизни вызывает изменение потребностей живого, влекущее за собой изменение его действия; если изменение приобретает длительный характер, то животные приобретают соответствующие привычки; привычки задают программу, регулирующую частоту движения тех или иных органов; орган, не привлекающийся к действию в течение длительного времени, теряет способность выполнять свои функции, но находящийся в постоянном действии, приобретает сильные качества; приобретенные организмом изменения в индивидуальной жизни и повторяющиеся в течение нескольких поколений, приобретают наследственный характер как признак вида.
Способ концептуализации объекта отражается не только на описании, но и на объяснении описываемых явлений. Идеальным объектом, на основе которого объясняются наблюдаемые изменения в живом мире, является "флюид". Это понятие заимствовано из физики и означает невесомую материю. Именно этот теоретический концепт физики был транслирован в биологию для объяснения механизмов, приводящих к изменению организмов. Его дальнейшая модификация к специфике исследуемого предмета приводит к изменению его содержательной части. Содержание наполняется биологическими представлениями, что видно из следующего истолкования биологических фактов: все животные обладают нервами, представляющие собой полые трубы, по которым движется нервная невесомая жидкость - "флюиды"; приток флюидов к усиленно работающему органу приводит к его развитию, осуществляя, тем самым, незаметное видоизменение организма.
В духовной деятельности в это время доминировали установки на познание и понимание мира, определяемые принципами земной и небесной механики. В биологии сформировался классический научный подход к живому, определяющийся метафизической логикой и подкрепляемый эмпирическими фактами. Натурфилософская система понятий ("вечно неизменный мир", "целесообразность установленных в природе порядков", "лестница существ", "сила творения") сменяется языком, черпаемый из механики и физики ("неделимый атом", "неизменный вид", "невесомая материя", "флюид").
Заимствование рациональных компонентов из высоко рационализированных отраслей знания становится нормой для набирающих опыт нормативно-регулятивной деятельности. Ориентация только-только формирующих дисциплин на более развитые когнитивно-рациональные структуры можно объяснить двояко: во-первых, отсутствием собственной теоретико-концептуальной и аксиолого-методологической базы ведения исследования и, во-вторых, верой в то, что концептуально понятийный аппарат и ценностно-нормативные структуры одной науки могут быть использованы в другой, и вследствие этого нежелание тратить время на разработку собственных средств и методов ведения научного поиска. В то же время содержание разных рациональностей различно, несмотря, казалось бы, на одинаковые способы ведения познавательной деятельности. Содержательная сторона рациональности зависит от объекта исследования. Он прямо или косвенно определяет характер содержания формирующей рациональности, хотя на первый взгляд кажется, что рациональный подход к объекту определяет специфику его изучения. Нормативная методология как ядро рациональности обязана учесть особенности того, ради чего и в связи с чем она становится научной. Вследствие того в разных науках по-разному развивается процесс рационализации научно-исследовательских процедур. Обратимся снова к естественно-научному материалу и проследим динамику рационализации геологии в период обретения ею статуса науки.
На рубеже XVIII-XIXвв., в геологии сформировалась концепция катастрофизма, раскрывающая процессы образования земной коры и рельефа на ее поверхности. Идея катастрофизма возникает в ходе рефлексивного анализа когнитивного аспекта рациональности в физике и механике. Потребность в рефлексивном анализе "чужой" деятельности в единстве ее составляющих возникает в силу не развитости собственной. Движимые идей поиска объективной истины, научное сообщество восходящей науки стремится к ассимиляции позитивного опыта других наук.
Влияние хронического введения физиологического
раствора на активность карбоксипептидазы М в тканях крыс.
Хроническое введение физиологического раствора вызывало повышение активности карбоксипептидазы М во всех исследуемых отделах мозга через 1 и 3 суток после воздействия (рис. 5).
Через сутки после введения наибольшие изменения обнаружены в гиппокампе – в 5,9 раза, в четверохолмии – в 4,7 раза, в стриатуме и больших полушариях – в 3 раза ...
ЧИП-методика
Более простая часть задачи получения гена, когда в нашем распоряжении имеется нужная индивидуальная иРНК. Но как ее получить, если мы располагаем только некоторым количеством клеток животного происхождения, в которых синтезировался интересующий нас белок, и, следовательно, имеется соответствующая ему иРНК?
Очевидно начать надо с того, ...
Геномные, хромосоиные, генные, цитоплазматические мутации
Мутация –
стойкое изменение в ДНК и кариотипе особи. Геномная мутация –
изменение числа хром-м в кариотипе. 1) полиплоидия – изменение числа хром-м, кратное гаплоидному набору. n- гаплоиды, 3n – триплоиды. Использ-ся в растениеводстве особенно n, 3n. У растений это возможно, т.е. они могут размножаться вегетативно. У животных 100 % по ...
