Материалы » Интересные концепции современного естествознания » В чем суть процесса обратной связи, где она встречается? На примерах покажите роль положительной обратной связи и отрицательной обратной связи

В чем суть процесса обратной связи, где она встречается? На примерах покажите роль положительной обратной связи и отрицательной обратной связи

Существует многообразная классификация связей между элементами. Главные типы связей:

1) По виду и назначению связи делятся на: генетические, связи взаимодействия, управления, преобразования;

2) По степени действия связи делятся на: жесткие, гибкие;

3) По направленности связи делятся на: прямые, нейтральные, обратные;

Рассмотрим обратные связи. Обратные

связи – такие, при которых один элемент действует на другой (прямая связь), испытывая при этом действие второго на себе (обратная связь). Таким образом, в отличие от прямого действия господствующего элемента на подчиненный без обратного влияния, здесь обратное влияние возникает. При этом нет обратной связи без прямой.

Примеры:

спортивные единоборства, физиологические рефлексы, бильярдные соударения, растворение веществ, трение движения, испарение жидкостей в закрытом сосуде и т.д.

Поскольку обратная связь влияет на элемент – источник воздействия, то такое влияние может в принципе быть трояким: либо стимулировать воздействие со стороны источника, либо подавлять его, либо не изменять. Последний тип обратной связи практического значения не имеет, его можно исключить из рассмотрения или отнести к разновидности прямой связи. Два других типа имеют важное значение на практике.

По результативности обратные

связи делятся на:

Ø Положительные обратные связи, при которых обратная связь усиливает воздействие элемента – источника на приемник воздействия.

Примеры:

раскачивание качелей. Генерация радиоволн, весеннее таяние снегов (Темные прогалины сильнее нагреваются солнцем), ленные пожары, цепные химические реакции (возгорание пороха и т.д.), атомные взрывы, эпидемии гриппа, паника в толпе, кристаллизация в растворах, рост оврагов и др.;

Ø Отрицательные обратные связи, при которых обратная связь ослабляет воздействие источника на приемник воздействия.

Примеры:

зрачковые рефлексы (сужение зрачка при ярком свете, расширение в темноте), увеличение потоотделения в жару, закрытие пор («гусиная кожа») в холод; терморегуляторы в холодильниках, термостатах, кондиционерах; насыщающие пары газов, запредельное торможение мозга и др.

Следует отметить, что обратные связи играют важную роль в функционировании природных и общественных систем, включая технические. Именно они обеспечивают регуляцию, самоподдержание, саморазвитие, выживание, приспособление систем в изменяющихся условиях среды. Наиболее велика роль в этих процессах отрицательных обратных связей, которые позволяют нейтрализовать или существенно сгладить влияние неблагоприятных воздействий среды на систему, особенно живые организмы.


Механизмы управления аксоном
Молекулы, которые управляют конусом роста, действуют четырьмя основными путями: как аттрактанты или репелленты, на короткой или длинной дистанции. Некоторые коротко-дистантные сигналы управления аксоном обеспечиваются посредством контакта конуса роста с клеточной поверхностью или с белками адгезии внеклеточного матрикса, которые были о ...

Принципы возрастания энергии. Элементы квантовой физики. Энергия, энтропия. I и II начала термодинамики
В XIX веке появилось понятие «энергия» – единая мера различных форм движения материи. Всеми явлениями природы управляет закон сохранения и превращения энергии: энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает бесследно: количество энергии неизменно, она только переходит из одной формы в другую. Этот универсальный закон называется ...

Постнеклассические концепции познания природы
Постнеклассическая наука - вторая половина ХХ века – здесь делается попытка избавиться от проблемы дополнительности; возникает надежда спасти формальное определение науки (как отражения объективно-независимого мира) посредством переопределения предмета науки как условно нестационарной системы. Современный этап научной рациональности вв ...